Один из пионеров в области исследования сновидений и бессознательного, Карл Юнг, предлагал разбирать каждую деталь сна, а потом выявлять суть увиденного. Он считал, что сон является «прямой манифестацией бессознательного» и остается лишь понять символы языка, на котором это бессознательное с нами говорит. Он разработал теорию архетипов – почти универсальных глубоких образов, которые должны для всех означать примерно то же самое, но при этом признавал, что интерпретация большинства символов, приходящих в сновидениях зависит от самого спящего. Так для одного меч будет символом опасности, а для другого фаллическим символом (что укладывалось в более примитивную систему толкований сновидений Фрейда, где большая часть символов носила сексуальный характер).
Коллега Юнга Вильгельм Штекель вообще советовал обдумывать сон как статью в газете, а затем придумывать ей заголовок. Прорабатывая сон как журналист прорабатывает произошедшую историю, можно отбросить все второстепенное и простроить единую смысловую линию, рассмотреть символы с определенного ракурса.
Но ведь таким же образом можно рассмотреть прошедший день или неделю. Вещи могут приобретать больший смысл, если уделять им больше внимания.
Символы таким образом можно видеть даже в самых банальных событиях. Купили новый телефон – должно быть к обновлению вашей жизни. Старушка особо заискивающе попросила у вас денег на улице – не иначе вас ждут опасности в финансовом плане. Увидели вашу маму в уезжающем от платформы поезде – стоит подумать о ваших отношениях с родителями.
Чтобы не скатываться к суеверному отношению ко всему, что происходит вокруг, следует помнить про то, как психоаналитики прошлого рекомендовали расценивать язык снов. Он контекстуален и уникален для каждого человека. Провести пару у студентов в качестве педагога для одного будет частью обыденности и показателем стабильности и неизменности в жизни, а у другого – соприкосновением с неведомым и символом нового жизненного этапа.
Джозеф Кэмпбелл описывал систему мономифа, универсального пути героя, где персонаж отправляется из мира обыденности в мир непознанного (unknown), проходит трансформацию и приносит своим сородичам новое знание, улучшая мир вокруг себя как Прометей, принесший людям огонь. Воспринимая жизнь как сон, мы можем уделять внимание обычно упущенным деталям и произвольно переносить элементы происходящего из мира обыденности в мир непознанного, будь то горе, трудности или триумфы, создавая свою версию мономифа. Так можно получать из мира значительно больше информации чем обычно, причем информации, которая имеет потенциал приводить к новым осмыслениям и открывать новые витки спирали жизни.
- Карл Густав Юнг. Человек и его символы, 1964
- Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений, 1900
- Вильгельм Штекель. The Interpretation of Dreams: New Developments and Technique, 1943
- Джозеф Кэмпбелл. Тысячеликий герой, 1949
Фото: Наталья Петрова