В начале своей книги «Карты смысла» Джордан Питерсон вводит потрясающей красоты концепцию. Из тех, что обладают мощностью мгновенно упорядочить гигантские объемы явлений мира. Краткое объяснение концепции занимает в книге меньше двух страниц; подробному разбору посвящены следующие 740.
Автор подразделяет явления мира на две группы: познанное и непознанное, а между ними располагается познающий агент: человек. Не нова мысль о том, что именно благодаря присутствию познающего разума мир становится тем или иным, обретает свои свойства. Разум человека — это и то, посредством чего познание совершается, и то, где затем пребывают его плоды.
Непознанные явления автор объединяет под термином «Великая Мать». Это то, что философы с давних пор называли материей. Тьма, хаос, бездны психики, неосвоенные территории и новый опыт — мир незнакомых и поэтому пугающих вещей. Идти в незнакомое место — значит сталкиваться с Великой Матерью.
Познанное условно названо «Великий Отец». Это порядок, мир форм, правил, выявленных закономерностей, знакомое и привычное. То, что уже известно нам. То, с чем можем иметь дело, опираясь на предшествующий опыт и ранее усвоенные закономерности. Совершать свой привычный ритуал — значит находиться на территории Великого Отца.
«Божественный Сын» — это архетипический Герой, сам человек. Познающий разум, который в умозрительной карте находится на границе познанного и непознанного. Его дело — шаг за шагом перемещать эту границу, самого себя, дальше в глубь непознанного. Постигать мир, следуя за своим интересом («личный интерес»). Это и есть «субъективный смысл» человеческого существования.
Если Герой отказывается от движения и остается на территории Великого Отца, то прозябает в формальных нормах и изживает себя в душном повторении одного и того же, в воспроизводстве найденных другими решений. Если он слишком быстро и далеко заходит на территорию Великой Матери, то сходит с ума — теряется в бездне своей собственной психики, не выдерживает давления живущих внутри и спроецированных наружу демонов и тонет без возможности опереться на костыли общепринятых норм. Если же он постепенно, но неотвратимо продвигается вперед, то принимает и осваивает неизвестное. Он расширяет границы познанного, углубляется в неведомое, сохраняя связь с освоенными формами. Как пишет автор, «выходит за пределы группы, одновременно поддерживая ее».
В практическом применении эта концепция позволяет поделить явления мира на познанное и непознанное, с точкой отсчета в самом себе. Или, пользуясь образными терминами Питерсона, на явления Великого Отца и явления Великой Матери. Это любопытная альтернатива классическому разделению мира на форму и содержание. Все, с чем мы сталкиваемся, либо Великий Отец, либо Великая Мать. Ехать в незнакомую страну непривычным образом — Великая Мать. Варить утром кофе привычным способом — Великий Отец.
Концепция интересна тем, что дает новый взгляд на привычные явления. Можно взглянуть на мир и так, и все сойдется. А имеет право быть, как известно, тот ракурс взгляда, который расколдовывает мир.
Литература по теме:
- Джордан Питерсон. Карты смысла, 1999
[…] О сын мой, творение есть путь, и по дороге я поведаю три премудрости, которые […]
[…] и непознанного — на той границе, где и должен по концепции Джордана Питерсона быть человек. Это хорошее […]
[…] сухого валежника аргументов. Груз пониманий напирал откуда-то из темноты и требовал права голоса, пока ничтожный высохший […]
[…] заключил: «Кажется, брат Столпник отправляет меня в архетипическое путешествие, в ходе которого погружаюсь в неизвестные дали и […]
[…] в ответ отворачивают взгляды и спешат на освоенную территорию великого Папы. Те же, кто шёл по знакам, при виде оскала переживали […]
[…] А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, […]
[…] Герой угостился пирожком и неожиданно стал сильней и крепче прежнего. […]