ПО ХВОСТУ

— Ну что вы, в самом деле! — мудрец рассаживал перед собой красноухих черепах. — Запомните и запишите. У черепашества существует три базовых способа делать вещи: аффективный, по столбу и по хвосту. С судьбы на движение переходят, приручая аффект. С определения через другого на борьбу карабкаются по столбу. Именно там рождаются формы, полезные для черепашества. А полезные для черепашества содержания прилетают к абсолюту по хвосту. Что-то пахнет кипятком!

Permalink

РОЛЬ И СТАТУС

Роль первична и представляет собой деятельность, динамику, процесс. Роль исполняют, играют, в ней выступают. Статус статичен и фиксирует собой осуществляемую роль. Роль приводит к статусу; статус закрепляет собою роль. Диалектика, вдохновлённая курсом Кржевова Владимира Сергеевича «Философия права».

Permalink

КОМИКС «ВНИЗ ПО ХВОСТУ», ГЕГЕЛЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ

Вышел новый текст про приключения во вселенной Столпника, а иллюстрацией к нему стал первый комикс. Повествование в комиксе зашифровано ещё больше, чем в тексте, поэтому понять его без подготовки практически нереально. Парадоксальным образом, есть минимальное число людей, которым удаётся проникать в смысл таких насыщенных неявными аллюзиями текстов. Пока не понимаю, как они это делают. Наверное, дело в схожести мышления и в умении работать с противоречием. Противоречие – базовая категория, которую нужно освоить для понимания вещей. В классической логике противоречие приводит к коллапсу, но уже в философии Гегеля эта проблема решается и человеческая мысль обретает методику синтеза взаимно исключающих понятий. Осознание того, что противоположные точки (чёрное и белое) стоят друг к другу ближе и имеют больше общего, чем любые другие произвольно взятые элементы – первый шаг к пониманию сложных концепций. Технику такого понимания даёт Гегель в «Феноменологии духа», а более простым языком объясняет Иван Ильин в своей работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», по совпадению считающейся чуть ли не лучшей работой о Гегеле. Также Гегеля хорошо объясняет Маркузе в «Разум и революция».

Permalink

ЛАКАН И ПОСЛАНИЕ С ОБРАТНЫМ СМЫСЛОМ

Славой Жижек в «Возвышенном объекте идеологии» интерпретирует конфликт жертвы через Лакана на примере недовольной жизнью женщины, которую эксплуатируют все, а она беспрерывно вздыхает и жалуется: «Моя жизнь — это лишь безмолвные, неблагодарные страдания и жертвы». Жижек предлагает присмотреться к лишениям героини и объясняет:

«Суть, однако, в том, что «молчаливая жертва» является воображаемой идентификацией женщины. Лишившись возможности бесконечно жертвовать собой, она буквально «утратит почву под ногами». Это как раз то, что понимал под коммуникацией Лакан: говорящий получает от реципиента свое послание с обратным — то есть истинным — смыслом. Смысл беспрестанных жалоб женщины состоит в требовании: «Продолжайте эксплуатировать меня! Самопожертвование — это все, что придает смысл моей жизни!» Немилосердно эксплуатируя ее, остальные члены семьи возвращают женщине истинный смысл ее послания, а именно: «Я готова поступиться, пожертвовать всем… Всем, кроме самой жертвы!»

Самое интересное здесь — интерпретация Лакана, согласно которой говорящий получает от адресата свое послание с обратным, то есть истинным смыслом. Отличная мысль! Она провоцирует рассмотреть наличное положение дел как истинный и желаемый результат некого послания. В ситуации конфликта, коммуникативной неудачи и вообще любой обиды или расстройства по причине собеседника рассмотреть полученный неуспех как цель, к которой стремились все приведшие в эту точку действия. Проще: то, на что мы жалуемся, и есть искомое, чего мы хотели добиться на подсознательном уровне.

Permalink

ФИЛОСОФСКИЙ МАНИКЮР

Маникюр — не только что-то там для красоты, но и подходящий способ зафиксировать на виду и обдумать стоящую мысль. Нечто вроде временной татуировки. Значимое послание конвертируется в краткую формулу, а затем сохраняется в виде визуального образа. В таком виде распространенный, но по сути бессмысленный ритуал обретает наполнение и смысл. Не каждый мастер с такой задачей справится, но Ольга может.

Permalink

ДВУПЛАНОВОСТЬ ФИЗИОНОМИИ И ЖЕСТА

Эйзенштейн в статье «Монтаж» (1937) пишет, что человеку присуща двуплановость физиономии и жеста. Цитирует Энгеля, говоря о связи мимики с физиогномикой: «Привычные движения кажутся застывающими в сквозной характерной маске лица». Физиономия человека обобщает наиболее ему свойственные мимические проявления. Это же относится и ко всей фигуре, и ко всему облику в целом.

Первый план — привычная мимика любимых выражений лица. Второй — ситуативная эмоция. Актёр сохраняет и выстраивает оба плана: второй на фоне первого. Из-под второй «временной» эмоции просвечивает первая — «хроническая». «Физиогномический облик (обобщение по данному человеку — его характер), по которому проходит мимическое выражение (частный случай переживания этого характера)».

Скупец, настроенный сладострастно
Подозрительный игрив
Сосредоточенный напуган

Такого Эйзенштейн не писал, но первый план — это выражение, в котором застывает способ человека обходиться с собой и с миром. На нём развёртывается второй план, или тот спектр из него, который остаётся доступным после наложенного фильтра встроенных реакций. В одних случаях первый план ощутимо сокращает спектр, а в других — просто задаёт ему базовую окраску. Выражение лица человека — это в первую очередь слепок его привычки бытия, и только во вторую — реакция на наличную ситуацию. Ср. с идеей о том, что человек есть набор любимых состояний.

Жест в своём прочтении тоже имеет два плана: воспроизводство факта и выражение отношения. «Внутри самого жеста у человека, говорящего о чем-либо, присутствует такая же неразрывная в единстве двупланность: воспроизведение явления и выражение отношения к явлению». Мы ни одно явление не можем воспроизвести, рассказать о нём, не передав тем самым и своё к нему отношение. В этом же месте он описывает двойственную реакцию в противоречиях, когда слова маскируют собою и сглаживают смысл мизансцены (жестов, мимики и интонаций). «Интересный случай одновременной двойственности реагирования «в противоречиях» — реагированием непосредственным и реагированием опосредствованным». Непосредственное реагирование отвечает на явление, а опосредованное – на происходящее в момент речи у говорящего в голове.

Permalink

МЫСЛЯЩИЙ ВИРУС

Дэвид Чалмерс видит высокую вероятность того, что мы живём в матрице. Аналитических философов можно читать через концепцию человека как мыслящего вируса. Что если человеческое мышление — вирус, поработивший животных? Тогда аналитики — это мысль, изучающая сама себя в своём ключе.

Permalink

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Интересно рассмотреть смысл головных уборов с той точки зрения, что они повторяют силуэт активности головного мозга человека, занимающегося определённой деятельностью. Головной убор мага, священника, рабочего… Фантастический мир, в нём каждый активностью годы заряжает свою шапку, которая своей формой повторяет рисунок работы нейронов головного мозга.

Permalink

PRODUCTION

Thursday in Rhizome. Запустили раздел «Продакшн». Он пока скрыт от посторонних глаз, но он уже есть. Это подпроект in|Rhizome, созданный для развития идей. Сейчас я отбираю заготовки, свои и чужие, которые находятся на стадии задумок, но имеют хорошие перспективы. Хорошие перспективы значит, что они живые и у них нет потолка. Проекты будут постепенно развиваться, мы будем их продюсировать, делать редактуру и аналитику. Для меня production — это место, в котором идеи перестают быть потенциальными и становятся реальными. Сразу взять и выдать внятный проект во внешний мир — тяжело. Красивое и дружественное пространство для эксперимента, свободное от давления и представляющее опору для развития проекта в своём собственном ритме — то, что совсем не помешает и мне, и знакомым авторам.

Permalink