Общества различаются тем, как они контролируют поведение людей. Разные формы контроля рассматривает антрополог Рут Бенедикт в своей работе «Хризантема и меч». Автор разделяет общества на два типа: культура стыда (shame culture) и культура вины (guilt culture). В культуре стыда мнение человека о самом себе зависит от того, одобряют или порицают его другие члены общества. Через оценки окружающих он узнает, хорош он или плох. Живущий в культуре вины, напротив, судит себя сам. Он опирается на внутреннюю систему ценностей, которую называют совесть. Его формула: «Ты сам свой высший суд».
Культура стыда: это никому не понравилось
В культуре стыда человек смотрит на себя глазами других и в своих действиях ориентируется на то, похвалят его или станут порицать. Общество этого типа контролирует своих членов, одобряя или осуждая их конкретные поступки. Если тебя принимают, уважают и ценят — значит, ты хороший человек. Если наоборот — негодник. Критика со стороны окружающих вызывает чувство стыда. Чтобы избежать неприятных эмоций, добропорядочный гражданин ведет себя как положено.
Нарушитель должен чувствовать стыд.
Стыд отличается от вины тем, что его не облегчить признанием, раскаянием или искуплением. Если о проступке узнали люди, от стыда уже не избавиться. В Японии, классической культуре стыда, самураю в такой ситуации предписывалось совершить сэппуку. С другой стороны, стыд предполагает публику. Если свидетелей нет, то мучительное чувство не возникает. Живущий в культуре стыда не станет сожалеть о проступке, который сумеет сохранить в тайне.
Стыду противоположна добрая слава. Член общества стыда жаждет одобрения и избегает порицания. Движимый похвалой, он ищет почестей и признания своих заслуг.
Культура вины: нечистая совесть спать не дает
Член общества вины руководствуется «голосом совести», то есть соотносит свои действия с внутренней системой ценностей. Эта система складываются из норм поведения, которые человек усвоил в ходе воспитания. Внедренные в психику, эти нормы интериоризируются (переходят извне внутрь) и затем проявляют себя в виде совести. Поступая дурно, представитель культуры вины страдает и раскаивается, даже если за ним никто не наблюдает. Вина — это психическое отношение человека к своему собственному поведению; в отличие от стыда, вину можно искупить или облегчить признанием.
Нарушитель должен испытывать вину.
Различие культур
В культуре стыда человек, отвергнутый обществом, ощущает себя плохим. В культуре вины он иногда чувствует, что поступает плохо. Одна культура осуждает людей, другая — их поступки.
В обществе стыда человек движим желанием доброй славы, в обществе вины — желанием чистой совести. В первом случае авторитет внешний, во втором — внутренний.
К КАКОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЧЕЛОВЕК?
Традиционно примерами культуры стыда считают Японию и Древнюю Грецию. В Японии это ярко проявилось в требовании скрывать свои эмоции, отказываться от своих желаний, все время видеть в себе представителя семьи, организации, нации. В Древней Греции — в так называемой агональной культуре, суть которой заключалась в соревновательности и ориентации на первенство и связанную с ним славу. К культурам вины относят западноевропейские общества, этическая основа которых заложена в христианских заповедях.
Однако действительность не разделена на черное и белое, и не каждое общество можно строго отнести к тому или иному типу. Современный человек существует во множестве всех культур одновременно. Его психика вмещает совокупность опыта, пройденного человечеством. Тем не менее, предложенный Рут Бенедикт ракурс взгляда на мир не бесполезен. В обществах стыда и обществах вины сложились разные типы контроля над поведением. Знание этих типов позволяет рассмотреть мотивы людей в больших и малых группах. Автор предлагает нестандартный мыслительный инструмент для анализа действительности. Рассмотренные как противоположности, стыд и вина соответствуют внешнему и внутреннему авторитету и позволяют изучить с этого ракурса объективный и субъективный мир.
Photo: Vitaly Shershnev
Литература по теме:
- Рут Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры, 1946
- А.И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э., 1993
[…] и улягтесь усохшим образом в урочище мировой культуры. У вас есть порядковый номер, усохший череп и пара […]
[…] — человек, человек — социум, человек — микрокосм. Что мы тут отыщем для себя, чтобы […]