Этот автор рисует мир как арену борьбы человеческой воли, а человека — как вместилище смутной энергии, требующей воплощения и разрядки. Его прельщает борьба душевных сил, сталкивающая между собой отчаянных, каждый из которых стремится завоевать мир. Его герои — безумные мономаны, посвятившие жизнь единственной страсти, будь то искусство, корысть или любовь. Они живут одной идеей, позволяя умереть всем другим чаяниям, желаниям и невоплотившимся возможностям. Если персонажи остаются верны своей мании, то достигают счастья. Стоит им поддаться соблазну и бросить сверхидею ради другого увлечения — и они погибли. Превратившееся в мономанию чувство не терпит соседства и конкуренции. Символ, вмещающий в себя целый мир, ревнив, как первобытные божества. Поэта, ударившегося в журналистику, жизнь растирает в прах. Классик, который рисует мир как арену убийственной и самоубийственной борьбы энергий — Оноре де Бальзак.
Могущество доступно и малейшему из малых. После Французской революции всякий имеет право на любое место. Это снимает ограничения иерархии прошлого, но это же приводит к столкновению воли к жизни в чистом виде; побеждает и выживает тот, в ком воля окажется сильнее. В мира Бальзака герои кочуют из романа в роман, в результате чего рождается альтернативная вселенная, которая состоит из противостоящих векторов. Центростремительная сила притягивает персонажей на арену борьбы, в этом случае в столицу — Париж — и прав оказывается тот, кто всех переживет.
Безразличны свойства мании, важна ее сущность. Целеустремленная энергия выражает волю к жизни, и не важно, добрая она или злая, ведет к созиданию или разрушает все вокруг, способна создавать полезное действие или растрачивается впустую. Это автора не интересует; имеет значение лишь то, насколько она интенсивна. Сила напряжения и столкновение воль — вот то, что исследует Бальзак, и тот ракурс, с которого он обозревает мир. Выражением человека является воля и героем становится тот, кто сосредотачивается на одной цели, отсекая все лишнее, не расщепляясь на отдельные желания, «как с удвоенной мощью расцветает ветвь после удаления садовником лишних побегов».
Персонажи вселенной — «мономаны страсти». В запутанности мироздания они находят один-единственный смысл и безумно, слепо ему следуют. В основе такой картины мира — убежденность в том, что человек представляет собой резервуар сил, и жизнь сопряжена с их расходом. Жизненная сила может быть растрачена на иллюзии, отдельные желания, противоречащие друг другу вектора, а может быть сконцентрирована и расчетливо накоплена для того, чтобы бить в единую цель. В воображаемом мире, где растворяются отдельные элементы и изображены лишь типы, есть место только таким мономанам. Это концентрат человека, доведенный до предела. Это то, на что в действительной жизни осмеливаются немногие, ведь преследовать одну цель означает ставить на карту все. Это противоположность обыкновению подстраховываться, диверсифицировать и не класть яйца в одну корзину.
Герой либо верен своей мании, либо погибает. Стоит персонажу поддаться соблазну и бросить единственную движущую им идею ради того, чтобы испытать себя в другом деле — и он погиб. Жизнь его сосредоточена в том, чтобы цепляться всеми нервами за одну страсть. Он не имеет права озираться по сторонам и рассматривать возможность стать адептом какой-либо иной религии кроме им же созданной. Постепенно все, кроме движущей страсти, приходит в негодность в таком персонаже. Он есть его собственная фанатичная вера и он жив до тех пор, пока посвящает себя целиком своему символу.
Религия этого мира — идея концентрации. Автор обещает счастье и воплощение желаний тому, кто не разбросал свою волю, а сосредоточил ее и посвятил единой цели. Не растратить себя на множество разного, свести силы своей души в одно и с помощью этого завоевать мир. Так поступают его герои и так распорядился жизнью он сам. Успех, слава или гибель — ничто, так как их определяет случай. Воля — все, потому что она принадлежит человеку.
Литература:
- Оноре де Бальзак. Человеческая комедия, 1815—1848
- Стефан Цвейг. Три мастера, 1934