Аристотель: О препирательских доводах

Аристотель: О препирательских доводах

Аристотель в работе «О софистических опровержениях» разбирает приемы софистов и доводы, с помощью которых можно выдавать ложное за истинное. Он рассуждает об опровержениях, которые хотя и кажутся опровержениями, суть не опровержения, а уловки и паралогизмы. 

Глава первая

Цель и содержание сочинения. Софисты и софистические силлогизмы

Одни опровержения являются умозаключениями, а другие только кажутся таковыми. Так бывает и в других областях: в силу сходства одно можно принять за другое. Вещи из олова кажутся серебряными, а вещи цвета желчи — золотыми. То же самое с умозаключениями и опровержениями: одни — действительные, а другие можно принять за таковые лишь по неопытности. Неопытные смотрят на вещи, как бы находясь от них на большом расстоянии.

Умозаключение исходит из определенных положений таким образом, что оно через положенное необходимо высказывает нечто отличное от положенного. Опровержение — это умозаключение с выводом, противоречащим выводу собеседника. Некоторые опровержения не осуществляют этого, но кажутся осуществляющими это. 

Поскольку нельзя при рассуждениях приносить сами вещи, а вместо вещей мы пользуемся их именами, то мы полагаем, что то, что происходит с именами, происходит и с вещами, как это происходит со счетными камешками для тех, кто ведет счет. Однако это не так и может приводить к ошибкам. Вещей существует больше, чем слов, и одно и то же слово неизбежно означает многое. Как сведущие вводят в заблуждение тех, кто не умеет обращаться со счетными камешками, так и при приведении доводов неправильно умозаключают те, кто не знает значений слов, — и когда сами умозаключают, и когда слушают других. Поэтому имеются такие умозаключения и опровержения, которые только кажутся верными, не будучи на самом деле таковыми. 

Дело знающего — сопоставляя одно с другим, говорить правду, и уметь уличить лжеца. Это предполагает умение высказывать свои доводы и выслушивать других. Ложными же доводами добиваются своих целей те, кто заботятся о том, чтобы слыть мудрыми, а не о том, чтобы быть ими. Сколько имеется видов таких ложных доводов и из чего состоит мастерство споров — об этом речь дальше.

Глава вторая

Четыре рода доводов

Имеется четыре рода доводов в беседах:

  1. Поучительные
  2. Диалектические 
  3. Испытующие
  4. Эристические

Поучительные доводы заключают, исходя из собственных начал той или иной науки. Такая беседа предполагает знание соответствующей науки.

Диалектические доводы исходят из положений, общих всякому искусству. Их заключают от правдоподобного к одному из членов противоречия. Диалектика — это искусство ставить наводящие вопросы.

Испытующие заключают от положений, которые отвечающий считает правильными. Это тот род вопросов собеседнику, которые задают с целью обнаружения у него незнания. 

Обо всех этих доводах сказано в других сочинениях, а о препирательских, то есть эристических, речь пойдет теперь. 

Глава третья

Пять целей софистов в спорах

Сколько целей преследуют те, кто рассуждает лишь ради спора и желания одолеть? Таких целей пять:

  1. Опровержение
  2. Ложное
  3. Несогласующееся с общепринятым
  4. Погрешность в речи
  5. Принуждение собеседника к пустословию

Софисты добиваются этих целей или на самом деле, или хотя бы по видимости. Они стремятся создать видимость того, что они опровергают; показать, что собеседник говорит неправду; привести его к тому, что не согласуется с общепринятым; заставить его делать погрешности в речи и говорить нескладно, подобно чужестранцу; наконец, заставить его повторяться и часто говорить одно и то же. Если все эти цели, или хотя бы некоторые из них, будут достигнуты, то доводы собеседника окажутся несостоятельными.

Глава четвертая

Шесть видов софистических опровержений, основанных на неправильном употреблении слов

Софистические умозаключения основываются на ошибках. Как и всякое умозаключение, софистическое опровержение основывается на топах (аргументах, общезначимых утверждениях). Однако эти топы ошибочны. Если мы сумеем увидеть и показать эти ошибки, то раскроем истинную природу мнимого опровержения. 

Имеется два способа софистического опровержения:

  • Опровержение от оборотов речи
  • Опровержение не от оборотов речи

Опровержение от оборотов речи — это ошибки языкового происхождения, на которых софист строит свою аргументацию. Опровержение не от оборотов речи — это используемые им паралогизмы внеязыкового происхождения. 

Способов создать на основании оборотов речи видимость опровержения имеется шесть: 

  1. Одноименность
  2. Двусмысленность
  3. Соединение
  4. Разъединение
  5. Ударение или произношение
  6. Форма выражения

Одноименность (омонимия) — двусмысленность отдельных слов во фразах. Это употребление одного и того же слова в разных значениях. На одноименности основываются такие доводы: «Один и тот же человек сидит и стоит, болен и здоров. Ведь именно тот, кто встал, стоит, и именно тот, кто выздоровел, здоров. Встал же сидящий и выздоровел больной»; «Вы болеете за футбольную команду — стало быть, футбол вредит вашему здоровью».

Двусмысленность (амфиболия) — это использование двусмысленных выражений. Амфиболия вызывается неоднозначной идентифицируемостью подлежащего и дополнения в предложении. «Шкаф придавил грузовик». «Халат укрыл снег». В греческом языке такие примеры приводить легче. На двусмысленности основываются доводы: «Пугало видит столб. Значит, столб видит».  Имеется три способа рассуждать на основании одноименности и двусмысленности. Один — когда имя или выражение означает многое; другой — когда мы привыкли говорить таким именно образом; третий — когда в сочетании имя означает не одно, а многое, отдельно же — только одно. 

Соединение (synthesis) — словосочетания, правильно построенные синтаксически, но не семантически. Это ошибочное соединение, связывание того, что должно быть разделено. Оно возникает, когда игнорируют тот факт, что у слов вместе может быть другое значение, чем по отдельности. Аристотель  приводит пример основанного на соединении довода: «Сидящий способен ходить и непишущий — писать»

Разделение (diairesis) — двусмысленность сочинительного союза «и», используемого для связывания слов. Ошибка разделения возникает, когда игнорируют тот факт, что не всегда одна и та же речь, будучи разделенной, имеет тот же смысл, что и изначально. На разъединении основываются такие доводы, как: «Пять — это два и три; значит, пять есть нечетное и четное». Или: «Большее есть равное, ибо оно столько же и еще что-то сверх этого».

Ударение или произношение (prosodia) — это неоднозначная интерпретируемость написанного, вызванная неправильно поставленным знаком ударения. Просодия возникает, когда изменение произношения влечет за собой двусмысленность. На основании ударения или произношения в устных беседах выдвигать доводы нелегко, зато можно на письме. 

Форма выражения (schema lexeos) — ошибочное заключение о категориальной квалификации слова на основе его грамматической формы. Имеет место ошибка формы выражения когда то, что не одно и то же, излагают одинаково. Например мужской род — как женский род, или женский род — как мужской, или средний род — либо как мужской, либо как женский род, или же качество — как количество, или количество — как качество, или действующее — как претерпевающее, или состояние — как действие и так далее, согласно различению категорий.

Паралогизмов не от оборотов речи имеется семь видов: 

  1. От привходящего (accidentis)
  2. Такие, в которых говорится о присущем вообще или же не вообще, а в каком-то отношении, в каком-то месте, в какое-то время и по отношению к чему-то (secundum quid ad simpliciter)
  3. От незнания сути опровержения (ignoratio elenchi)
  4. От следования (consequentis)
  5. От принятия положенного вначале (petitio principii)
  6. Такие, в которых то, что не есть причина, выдается за причину (non causa pro causa)
  7. Такие, в которых многие вопросы сводят к одному вопросу (plurium interrogationum ut unius)

Литература по теме:

  1. Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т.2. М.: Мысль, 1978.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *