Карнавальная культура

Карнавальная культура

Популярность не означает, что вы говорите дело. Можно щедро производить чепуху и получить широкое признание.  С другой стороны, славу обретает тот, кто создает глубокие, верные, честные вещи. Как это работает? Почему с обществом резонируют либо гении, либо вздор и нелепость? Причина проста, и кроется она в природе человека. 

Искусство бывает высокое и народное. Высокое искусство имеет в своей основе архетипический сюжет, изображает старую как мир проблему и предлагает варианты ее решения. Это может быть вариант успешного разрешения, пример неудачной попытки или последствия отказа от действий. В центре произведения высокого искусства — напряжение и конфликт. У героя имеется agenda, которая с треском сталкивается со стремлениями других персонажей. Классический жанр высокого искусства — трагедия.

Произведения народного искусства, карнавальная культура, народная культура, культура масс — это творческие продукты, цель которых — разряжать напряжение угнетенных. Традиционный  жанр низкого искусства — комедия. Раньше это была уличная комедия, а сейчас — фильмы, театр, фестивали и YouTube. Практически все искусство сделалось карнавальным. Практически все искусство отвечает условиям и содержит свойства карнавальной культуры. Наступило время бесконечного карнавала.

Где сейчас находится художник-создатель произведений высокого искусства? Как ему быть в эпоху массовой карнавальности?

В Древних Афинах то, что одобрялось обществом, автоматически было хорошо, так как полис состоял из благородных и достойнейших. Однако мы живем во время, когда одобрение того, что создает человек, может означать лишь, что оно попадает в карнавальность. В то же время, одобрение и резонанс вызывают и великие вещи. Как различить? Например, Джордан Питерсон. Он настоящий, умный, искренний, и вызывает резонанс. И очередная нелепость также вызывает резонанс и обретает популярность. Чем отличается популярность пустой нелепицы от признания действительно полезного для выживания, поднимающего острые вопросы и отвечающего на них? 

Поищем ответ у Аристотеля с его знаменитым «быть» и «казаться». Он утверждает, что есть вещи действительно мудрые, а есть те, которые лишь кажутся таковыми. Может быть, популярные нелепые вещи выдают себя за мудрости и за счет этого получают признание на время? Но — нет: народная культура мудрой и не кажется совсем. У нее нет чаяний.

Тогда как все это устроено? Возможно, проверка временем? Раньше великий художник обретал славу лишь после своей смерти. Затем скорости возросли и информация стала распространяться быстрее. Но как же так выходит, что резонирует со всем миром и лучшее, чистейшее, самое великое, и массовый товар, откровенный вздор? Единство противоположностей? 

Дешевое и фарсовое моментально теряет свою признанность, его нужно производить снова и снова. Это быстрые углеводы для нашей психики. Они разом насыщают голод, глушат духовную потребность, и она замолкает, перестает беспокоить. Истинное и вечное — это медленные углеводы. Истинное западает в душу и производит там работу. Оно отвечает на ту же самую потребность, однако дает долгоиграющий,  трансформирующий ответ.  Для человека работает либо китч, либо великое.

Дает разгадку, примиряет противоположности то, что и безвкусица, и алмаз — ответы на одну и ту же потребность человеческого духа. Чувствовать боль в душе и искать ответов — удел человека, пока он жив. Интерес можно либо заглушить, либо найти ответы. Игнорировать бесконечно — невозможно. Вот и ответ, почему китч и истинное слились, как китайский инь и ян. 

Карнавальная культура нашего времени вылилась в форму таблеток-заглушек от вечных вопросов. «Информируйтесь до смерти» Нила Постмана. Такое положение дел возвышает вздор и нелепицу. Нелепица и вздор — это ответ на вечные вопросы бытия, такая же версия ответа, как и высокая культура. Это попытка насытить потребность в познании, утолить жажду, заглушить тягу. Если не глушить, то человек, как оголенный нерв, станет ощущать напряжение настоящих жизненных вопросов. Придется отвечать за свой преданный интерес. И это никому не понравится. 

Причина того, почему популярны либо гении, либо вздор, кроются не в свойствах гения и вздора, а в природе человека:

  1. У человека имеется познавательный инстинкт. Ему нужно изучать, овладевать, нагружать себя информацией.
  2. Количество переходит в качество: много нелепиц насыщает так же, как один ломоть гения.
  3. И творения гения, и вздор отвечают на одну и ту же потребность человеческого духа.
  4. Насыщение душевной потребности позволяет выдерживать жизнь и не мучиться.
  5. Противоположности исключают друг друга, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *