«Индустрия забвения» — это то, как в двух словах можно описать суть современного производства товаров и услуг. Кажущееся разнообразие потребляемых предметов, форм досуга и сфер профессиональной деятельности сводится к простой формуле: отвлечься и заглушить. Время, свободное от труда и повседневных обязанностей, направляется на спасительный сон. Индустрия забвения — это основная статья доходов и расходов. Большинство людей работают на эту индустрию, а затем туда же возвращают то, что нажили. Получается бесконечный коллективный труд, направленный на то, чтобы забыться.
Одурманивать себя стало критически важно потому, что это рецепт того, как выдерживать жизнь. Иначе возникает опасность столкнуться с реальным положением дел, а это угрожает рассудку. Вращение в цикле малоосмысленного производства забытья — в индустриях развлечений, питания, зрелищ и продаж — не имеет ни высшей цели, ни твердой основы внутри себя. Об этом лучше не думать.
Не думать — не так-то просто. Человек нацелен на производство понимания. Он по своей природе стремится разобраться в том, что не понятно, и исправить то, что устроено не так. Он стремится воплотить самого себя в осмысленной деятельности и преобразовать мир в соответствии с тем, что считает разумным, — и ничего не может с собой поделать. Человека с его страстью к созиданию не так-то просто остановить.
Жертва порочного цикла может спастись либо изменив существующее положение дел, либо найдя способ его не видеть. Если сил на первое не хватает, то начинают процветать иллюзии. И тогда в цене спасительный сон. С реальностью идет борьба не на жизнь, а на смерть.
Одурманивающие вещества, процессы и идеи спасают от сумасшествия и падения в бездну отчаяния. Им нет конца, они повсюду, но спрос не падает. Индустрия забвения воспроизводит сама себя через объединенные усилия множества людей, разрастается и поглощает большую часть существования человека. Когда система усложняется, энтропия тоже возрастает. Усложнившись до предела, индустрия забвения должна ликвидировать сама себя. Не выдержав своего собственного роста, пережить коллапс и переродиться в абсолютно новом качестве.
Photo by Denis Rozit