Юридический мир принял ответ на вопрос «почему?» как основу для оправдания любого поведения. Если подсудимый сумеет ловко объяснить причины своих поступков, суд вынесет оправдательный приговор и снимет обвинения. На самом деле, способность обосновывать свои поступки коренится не столько в правомерности совершенного, сколько в силе риторики.
— Почему ты это сделал?
— Потому, что мог.
Холл1 пишет, что многие ограничивающие убеждения начинаются с вопроса «Почему?». Это вопрос, который провоцирует рационализации. Он подталкивает нас искать объяснения и оправдания своему нежелательному поведению, тем самым подкрепляя и закрепляя его, вместо того, чтобы задаться вопросами, которые помогут от него избавиться. Альтернативный вопрос — как это получилось? — позволяет не объяснять причины, а описать события. На верно поставленный вопрос можно ответить точным и детальным описанием, которое даст больше данных о сути вещей, чем бесконечный поиск формальных причин.
Кроме того, автор призывает прислушиваться к таким словам, как «так как», «когда» и «если». Они тоже погружают говорящего в контекст причинно-следственных связей. Тем же свойством обладают следующие слова: «заставить», «если, то», «как вы…», «то», «потому что» и почти все глаголы настоящего времени.
— Как вы посмели это сказать?
— Если вы так поступаете, то я вас съем.
— И буду прав, потому что это справедливо.
Перлз2 пишет, что всякий раз, когда мы ищем выход из неприятного состояния и обнаруживаем его «причину», впоследствии неизбежно наступает разочарование. Ожидаемые изменения в состоянии не происходят. Кажется, что найденная причина позволит понять и устранить проблему, но нет. Причинное объяснение дает лишь минутное облегчение, потому что оно применимо только к ограниченному ряду событий. В действительности мы находим сверхдетерминацию (взаимосвязь всех элементов) или совпадение — несколько причин, более или менее значительных, влияют на одно событие. Имеется бесконечное множество причин!
[…] в псевдореальность, да не станет он вопрошать о её причинах. Иначе она объяснит взлёты уток всполохами зари на […]
[…] это не волшебная говорящая щука, то Баба Яга, с которой разговор регламентирован. Сказочные персонажи призваны не помогать, а […]
[…] которой бросало вызов шипящему изнутри головы вопросу, могу ли я или тварь дрожащая? Они оттачивали свои […]
[…] как же так: жопа есть, а слова нету. И шёл мимо дурак и спрашивал: от чего же не нарекут жопу жопою, коли узрели? И […]